ИСТОЧНИКИ – 18-10-2018 – Официальное исследование Вселенского патриархата по вопросу исторического статуса Киевской митрополии (продолжение)

НЕКОТОРЫЕИСТОЧНИКИ

Официальное исследование
Вселенского патриархата
по вопросу исторического статуса Киевской митрополии

ПРОДОЛЖЕНИЕ (начало - здесь)

ПРИЛОЖЕНИЕ

текст 1
Патриарший и Синодальный «Акт»
так называемая «Грамота издание» 1686
Изложение палеогеографической ОПИСАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ КОДЕКСА Патриаршего
ГРАМОТ ИСТОРИЧЕСКОГО И палеогеографической АРХИВА образовательных институтов
НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА, № 22.

Введение
..................................................

Между кодексами манускриптов, которые находятся в Историческом и палеогеографической Архиве Образовательного института Национального Банка, есть и кодекс под номером 22, который содержит копии отобранных актов Вселенского Патриархата, в частности, XVII и XVIII веков.

..................................................

В общем кодекс охватывает 268 актов, преимущественно патриарших и юридических лиц, а также определенных синоптических разделов богословского характера.

В нем есть акты с именами Вселенских Патриархов и анонимные акты, посвященные различным делам Патриархии: предоставление статуса ставропигии монастырям, синодальные решения по рукоположения архиереев и освобождения от сана, энциклики и другие дела юридического характера. Первые пять страниц не пронумерованы, и содержат смысл в тематическом алфавитном порядке.

Таким образом, имеющиеся акты следующих Вселенских Патриархов:
Митрофан ИИИ (1567)
Неофит ИИ (1611)
Паисий I (1654)
Иоанникий ИИ (1655)
Парфений IV (1667-1684, второе и пятое патриаршество)
Герасим ИИ (1673)
Яков (1681-1688, первое, второе и третье патриаршество)
Киллиник ИИ (1688-1702)
Дионисий IV (1682-1695, третье, четвертое и пятое патриаршество)
Неофит IV (без даты)
Гавриил ИИИ (1703-1704)
Киприан И (1708-1713, первое и второе патриаршество)
Афанасий V (1710)
Кирилл IV (1711-1712)
Иеремия ИИИ (1719)
Паисий ИИ (1732)

И девяносто других актов неназванных патриархов.

Также помещены акты по решению юридических вопросов с 1662 по 1731.

..................................................

Подтверждение подлинности текстов

  1. Кодекс Патриарших писем в Историческом и палеографическому Архиве Образовательного института Национального Банка является аутентичным и настоящим результатом работы секретаря Вселенской Патриархии и его коллег.
  2. Дать 1784 и 1785 годов приведены на последнее, не пронумерованной странице появляются в контексте рукописи кодекса, поэтому в любом случае он датируется после 1732-1784 годов, скорее всего, около 1750 года, когда был распространен видим на бумаге водяной знак.
  3. Многие актов, которые здесь содержатся, были идентифицированы, а их место происхождения было определено по автору, или параллельными кодексами с собраниями патриарших писем (Кодекс №3 Архива Вселенского Патриархата, Критский Кодекс, Кодекс № 315 Александрийского Патриархата, или по публикациям Мануэля Гедеона, Киллиникоса Деликаниса и других).
  4. Приведенные заметки владельца, идентифицирующие Вселенского Патриарха Агафангела как собственника кодекса, подтверждающие подлинность происхождения и использования кодекса патриаршим секретариатом. Констянтинос Георгиадис (я нашел другую его заметку с именем владельца на рукописи из коллекции Музея Бенаки), очевидно, имел родственные связи с патриархом Агафангелом. Как бы ни было, это тема для дальнейших исследований.
  5. Таким образом, нет никакого сомнения в подлинности как самого кодекса, так и текстов, которые он охватывает.

..................................................

Афины, 18 сентября 2018
Агамемнон Целикас
Директор Исторического и палеографического архива
Образовательного института Национального Банка 

Настоящая копия Патриаршей и Синодальной грамоты, данной Блаженнейшим Патриархом Московском, так называемой грамоты «издание», о том, чтобы Киевской митрополии быть подчиненной его патриаршем престола и им рукополагались выбран Киевский митрополит 18 .

Все, по слову Апостола, пусть будет на развитие (1 Кор., 14, 26): или когда мы что-то делаем, или когда говорим - нужно, чтобы нашей целью была деятельность по совершенствованию ближнего и управления в пользу братьев. Потому божественный Апостол не прекращает призывать всех братьев к исправлению и безотлагательно учит тому, что приводит к спасению, и напоминает каждому не пренебрегать своими обетами, но Неусыпными глазами и напряжением ума предоставлять каждому надлежащую помощь.

Следовательно, и по сей день преемники той обеты по-апостольски направляются этим преемственности, и по усмотрению нашей мерности 19- и как угодно всесильному Богу, всем руководит, - соборно председательствующей и спивзасидаючои с Преосвященным братьями архиереями, были представлены честные грамоты тихих, найправославниших и Богом венчанных царей, великих князей Московских, обладателей обладателей, братьев Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, самодержцев всей Большой и Малой, и Белой России, многочисленных восточных, западных и северных земель, родительских и прародины наследников и властителей, уважаемых в Господе и сердечно любимых сыновей наших и блаженнейшего Патриар ха Московского и всея России, кир Иоакима, во Святом Духе любимого брата нашего и сослужителя, и благочестивого и светлейшего подданного упомянутых мощных великих царей, гетмана Запорожского войска обеих сторон Бористена 20, Г Ивана Самойловича, возлюбленного мне в Господе сына нашего, которые [эти грамоты] сообщают, что Киевская епархия, как подчинена высоком и святом вселенском Константинопольскому престолу, всегда получала от него посвящение своего архиерея по приказам священных законов.

Поскольку уже много лет вдовуе и митрополия и уже длительное время не получает посвящение в ней истинного архиерея, потому, что попала в период войны между двух больших царств, то воспользовался случаем и получил возможность враг правой, правдивой, святой и непорочной веры православных христиан, и посеял плевелы и тернии среди пшеницы, то есть православия, и опасность для нее попасть под власть чужих и противных мудрствований.

Поэтому они просили, с большим благоговением и многочисленными молениями, разрешить Блаженнейший Патриарх Московском посвящать митрополита Киевского в то время, когда эта митрополия находится лишенной истинного архиерея, или когда в результате благословенных причин будет отстранен архиерей, если его изберут той епархии подчиненные епископы, архимандриты , игумены святых монастырей и другие, по обычаю, то для того, чтобы не находиться той епархии в дальнейшем без руководителя, потому что трудно и очень неудобно оказывать поддержку ей об этом в этом деле, потому что для всех очевидно, что враг истины, дьявол, сразу посеет плевелы, то есть ереси и раскольные верования, поэтому именно это и приказало больше и сильнее Царство, которое господствует над нами, и которое откликнулось на призывы тихого и найхристияннишого этого царства: то есть, не делать никаких препятствий в этом деле.

Следовательно, наша мерность, которая пришла высоты вселенского престола и имеет такую ​​власть беспокоиться и познавать потребности, и за которую должен дать отчет о всех доверенных ему Богом, радостно восприняла эту просьбу как благословенное и праведное и признала достойным придать делу письменное обеспечения.

Итак, пишем вместе со святым синодом архиереев и пречестный 21  и в Святом Духе любимых братьев наших и сослужителей и объявляем ,чтобы святая Киевская епархия стала подчиненной святом патриаршем престола великого и богоспасенному города Москвы, то есть чтобы, когда возникнет необходимость, от Блаженнейшего Патриарха Московского получать в ней рукоположения митрополиту Киевскому, которого будут выбирать в той епархии подчиненные боголюбивые епископы, честные архимандриты, найпреподобниши игумены священных и почитаемых монастырей, найпреподобниши иеромонахи, благочестивые иереи, преподобные монахи, князья и другие, побуждением и разрешением тамошнего светлого гетмана По обычаю, который царит в том месте. А также получить от него на пергаменте изложенную, так называемое дело и признавать его как старца и старшего, как такового, от кого получил посвящение , а не от Вселенского, как выше сказано, в результате чрезмерной удаленности и через постоянные войны двух царств, применяя способ снисхождения по древним обычаем и предоставляя ему это разрешение через икономию [οἰκονομία].

Когда же тот митрополит Киевский в той епархии будет совершать Божественную и священную бескровную жертву, пусть вспоминает в первых уважаемое имя Вселенского Патриарха, который является источником и началом, возвышается везде над всеми приходами и епархиями, а затем - патриарха Московского, как своего старца, при условии, что никто этому не будет противодействовать или противоречить, поскольку оно является благословенным и справедливым.

Если же кто-то что-то помыслить сопротивление написанного или задумает другой непослушание, или выдаст сопротивление, то окажется противником повелению Господню и от Него получит возмездие за пренебрежение к Патриархов, которые являются живыми и одухотворенными образами Бога.

Для явления и подтверждения этого дела, эта синодная по «издание» грамота написана и к священному кодекса нашей Христовой Великой Церкви переписана, вручена Блаженнейшему патриарху Московскому, кир Иоакиму, года Спасителя 1686, месяца июня, Индиктион 9.

текст 2
Патриарший письмо к царю России 22

Дионисий, милостью Божией архиепископ Константинополя, нового Рима и Вселенский Патриарх 23 .

Тихие, найдержавниши Богом венчаны Богом сохранятся победители, триумфаторы и защитники христианского рода, милостью Божьей правители, цари и великие князья, благочестивые братья-обладатели, правители Иван, Петр и Софья Алексеевиче, всей Большой и Малой, и Белой России, и самодержцы Московские, Владимирские, Киевские, Новгородские, цари Казанские, цари Астраханские, цари Сибирские, великие правители Псковские и великие князья Литовские, Смоленской, Тверской, Волынские, Подольски, Югорск, Пермские, Данцигский 24, Булгарские и многих других [земель] правители, великие князья [Новгорода] нижних земель, Черниговские, Рязанские, Полоцкие, Обдорск, Ростовские, Кондинськи, Ярославского, белозерские, Удорского, Обдорск, Лифляндской, Мстиславские, и всей северной земли обладатели, правители земли Иверской [Кар] таллинской, царей Грузинских и Кабардинская, земли Черкесской, Горской, Грузинской и других многих руководителей и областей восточных, западных и северных, руководители и владельцы, и от предков победители и наследники, любимые в Иисусе Христе Гос оде нашем, и сердечно желанные дети нашей мерности 25 .

Желаю небесной благодати и милости спасения для вашего святого и могучего царства от Пресветлой, и Надсутниснои, и Единой, и Блаженной, и Животворящей, и незлитно Троицы, от которой всякое представление - благо и каждый дар совершенный; силы и здоровья телесного, мужества и стойкости против всех противников, старости глубокой, победы и достижений в борьбе со всеми врагами видимыми и невидимыми, постоянного укрепления и расширения вашего государственного и святого царства для потомков вашего Богом спасенного и Богом береженого царского Вашего рода. Божественная и совершенная всемогущество, хотя и без средств и причин, все привела из небытия в бытие, однако, часто средствами и причинами не только согласно с природой, но и сверхъестественно все устраивает: потому и человеческий род был избавлен от всемирного потопа в ковчеге благодаря невероятному кораблевождения Ноя,

Вот и сейчас, поскольку Киевская епархия находится в сильных притеснениях от различных обстоятельств пастырского управления и церковного управления, была использована как надлежащий и пригожий средство, избранный развесовку Всесвятой и Животворящей Троицы, ваша всегда уважаемый государство. Поэтому нам были доставлены уважаемые грамоты вашего Богом береженого царства, которые, первым делом, сообщают о Вашем мирный и победный состояние, далее - обнаруживают состояние Киевской епархии, то есть через слишком большую удаленность места, через войны, которые происходят между двумя большими царствами, не было разрешения от величества патриаршего Вселенского Престола на висвяченння истинного митрополита Киевского после того, как эта епархия, по господствующим от начала обычаю ему [Вселенском Престола] подвластна, осталась без предстоятеля и находилась длительное время без пастыря. Враг благочестивой и правой, истинной и святой, и непорочной [веры] благочестивых и православных христиан, дьявол, злыми средствами посеял многочисленный плевелы среди этой паствы и тернии большее, так что едва не задушена была пшеница, то есть благочестие, если бы Ваше царское найправославниша государство не поднялась для защиты и не попросила передать эту Киевскую епархию под власть святого престола патриарха Московского с тем, когда возникнет необходимость рукоположения достойной лица, избранного подчиненными этой митрополии епископами, архимандритами, игуменами, и ереямы, иеромонахами, монахами, чиновниками и другими, с разрешения и побуждением тогдашнего светлого гетмана, то пусть имеет разрешение тогдашний блаженнейший патриарх Московский и всея Руси рукополагать такого по церковному уставу и объявлять истинного и законного,

Поэтому наша мерность вынесла это дело на соборный рассмотрение и, рассмотрев ее вместе с нами, Преосвященные митрополиты и пречестный в Святом Духе возлюбленные братья наши и сослужители, не только определили ее как благословенную и рассудили как справедливую, но и очень похвалили и сильно удивились заботе, что вы его обнаружили: о чем и были изданы соборные патриаршие грамоты и внесены в книги Великой Христовой Церкви, в которых изложено, что блаженнейший патриарх Московский и всея Руси, кир Иоаким, в Святом Духе любимый и желанный брат, и сослужитель на вой мерности имеет разрешением рукополагать Киевского митрополита, по церковному уставу, если его изберут подчиненные в этой епархии, согласно выданной грамотой для подчиненных Киевской епархии. То есть, когда возникнет необходимость выбирать лицо будущего митрополита Киевского, то они имеют разрешение выбирать того, кого захотят, и так же следующие за ним патриархи, а эта Киевская митрополия пусть будет подчиненной Святейшему патриаршем Московскому престолу, а ее архиереи, нынешний и будущие, признают как старца и старшего тогдашнего патриарха Московского как такие, которым посвящены, с единственной оговоркой, а именно: когда митрополит Киевский будет осуществлять бескровную и Божественную литургию в этой епархии, пусть вспоминает среди первых уважаемое имя святейшему Вселенского патриарха, как такого, от которого блага на все концы вселенной распространяются и который является источником всего, и который по указанным причинам обнаружил снисходительность, и положил на патриарха Московского подчиненность этой [митрополии], а потом [следует вспоминать] патриарха Московского. а эта Киевская митрополия пусть будет подчиненной Святейшему патриаршем Московскому престолу, а ее архиереи, нынешний и будущие, признают как старца и старшего тогдашнего патриарха Московского как такие, которым посвящены, с единственной оговоркой, а именно: когда митрополит Киевский будет осуществлять бескровную и Божественную литургию в этой епархии, пусть вспоминает среди первых уважаемое имя святейшему Вселенского патриарха, как такого, от которого блага на все концы вселенной распространяются и который является источником всего, и который по указанным причинам проявления снисходительность, и положил на патриарха Московского подчиненность этой [митрополии], а потом [следует вспоминать] патриарха Московского. а эта Киевская митрополия пусть будет подчиненной Святейшему патриаршем Московскому престолу, а ее архиереи, нынешний и будущие, признают как старца и старшего тогдашнего патриарха Московского как такие, которым посвящены, с единственной оговоркой, а именно: когда митрополит Киевский будет осуществлять бескровную и Божественную литургию в этой епархии, пусть вспоминает среди первых уважаемое имя святейшему Вселенского патриарха, как такого, от которого блага на все концы вселенной распространяются и который является источником всего, и который по указанным причинам проявления снисходительность, и положил на патриарха Московского подчиненность этой [митрополии], а потом [следует вспоминать] патриарха Московского.

Молим вас, тихих и Богом венчанных великих царей и найправославниших самодержцев, чтобы с годами не исчезала ваша сердечная сыновья милостыня, но проявляйте соучастие мягким сердцем и милосердным взглядом, мы же не оставим, но всегда здийматимемо руки к Архипастыря, Господа нашего Иисуса Христа, молясь и прося подавать православнишим и Богом венчанием царям благодать небесную, здоровья и совершенное благополучие, мощь душевную и телесную, достижения и победы над врагами видимыми и невидимыми, приращение крупнейшего Вашего царства, помните оження мира среди подчиненных, любви христианской, братской и нелицемерной между Вами, наследников Вашему царскому роду вплоть пока сходить солнце, радости и веселья неописуемой, а после этого - вечного блаженства, еще прощение и Царство Небесное святым и приснопамятным Вашим праотцам,

Пусть будет так, а триипостасен и праздники, и Живоначальная Троица да будет вам хранителем и помощником Вашему во всей жизни. Аминь.

Года Спасителя тысяча шестьсот восемьдесят шесть, Индиктион девятого месяца мая.

† К Богу палкой молитвенник за Ваше найхристияннише царство и во всем духовный отец и Вселенский Патриарх.

ссылки

1 J. Darrouzès, Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae, Париж, 1981, ст. 388.
2 В. Г. Ченцова (VG Tchentsova), Синодальное решение 1686 г. в Киевской митрополия, Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2 [68] (2017) ст. 100-102.
3 Собранiе государственныхъ грамотъ и договоровъ, хранящихся въ государственной коллегiы иностранныхъ дѣлъ, Часть четвертая, Москва, 1826, ст. 514-517.
4 «Посольский приказ».
5 Архив Юго-Западной России, Часть 1, Том V, Киев, 1859, ст. 166-193.
6 Δοσιθέου, Πατριάρχου Ἱεροσολύμων, Ἱστορία περί τῶν ἐν Ἱεροσολύμοις Πατριαρχευσάντων, Книга 11 § 28 Том 6, (изд. Βασ. Ρηγοπούλου), 1983, ст. 240. 
 Термины «старший» ( «γέρων») и «выше» ( «προεστώς») относятся к монашеской терминологии и говорят о духовной связи. См. Παντελεήμονος Καρανικόλα, Κλείς Ὀρθοδόξων Κανονικῶν Διατάξεων, 1979, ст. 298-299. 
8 Лурье, В., Русское православие между Киевом и Москвой: очерк истории русской православной традиции между XV и XX веками, Москва, 2009. 
9 См. K. Vetochnikov, «La" concession "de la métropole de Kiev au patriarche de1686: Analyse canonique», Proceedings of the 23rd International Congress of Byzantine, Belgrade, 22-27 August 2016: Round Tables, ред. Bojana Krsmanović, Ljubomir Milanović, Белград 2016, ст. 780-784.
10 Во время переговоров, Патриарх Досифей предложил тринадцатый канон Анкирского собора, десятый канон Антиохийского собора и 14-й канон Седьмого Вселенского собора как модель в этом плане. Ближайший по времени к «Акта» 1686 года примеру предоставлении разрешения хиротонии золотая булла 1651 года, которой Вселенский Патриарх дает разрешение митрополиту Филадельфийском Афанасию Валерьяну, который находился в Венеции, рукополагать митрополитов Кефалонии и Китира из-за вражды между Венецией и Османской империей, которые не позволяли хиротонию от Митрополита Монемвасийского (пример аналогичный тому, что был с Митрополитом Киевским 1686). Эта золотая булла, по мнению исследователей, имеет много сходств с «Актом» 1686 года и, возможно, служила моделью для создания документа по Киевской Митрополии. См. VG Tchentsova, ст. 94.
11 См. Καλλινίκου Δεληκάνη, Ἐπίσημα ἐκκλησιαστικά ἔγγραφα τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου, Том 4, 1905, ст. 24 «Συνοδικόν Χρυσόβουλον ἤ Τόμος ...» 
12 См. VG Tchentsova (ἀνωτ. Σημ. 2), ст. 98. 
13 См. Κυζίκου Καλλινίκου (Δεληκάνη), «Ἡ αὐτοκέφαλος Ἐκκλησία Πολωνίας», Ἐκκλησία, 1924, ст. 6. 
14 Там же.
15 См. Ράλλη - Ποτλῆ, Σύνταγμα τῶν Θείων καί Ἱερῶν Κανόνων, ΙΙ, 1852, ст. 259 далее. и 361. 
16 канонов, которые нарушаются в этом случае много, например 35-е с Апостольских правил, тринадцатого и двадцать второго каноны Антиохийского собора, пятнадцатый канон Сардинский собора, второй Второго Вселенского собора и другие.
17 Καλλινίκου Δεληκάνη, Ἐπίσημα ἐκκλησιαστικά ἔγγραφα, Том. 2, 1904, ст. 217.
18  Перевод с греческого Л. Звонський.
19  Статус патриархов.
20  То есть, р. Днепр.
21  Это срок для определения митрополитов.
22  См. Coбрание государственныхъ грамотъ и договоровъ, хранящихся въ государственной Коллегии иностранныхъ дѣлъ, Часть четвертая, Москва, 1826, ст. 514-517. (ἀπό τό κείμενο, σ. 6, σημ. 3).
23  Перевод с греческого Л. Звонський.
24  В древнерусском переводе «Вятские».
25  Статус патриархов.

ИСТОЧНИКИ:
–  http://ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=2584&tla=gr
–  https://www.patriarchate.org/theological-and-other-studies/-/asset_publisher/GovONi6kIiut/content/o-oikoumenikos-thronos-kai-e-ekklesia-tes-oukranias-omiloun-ta-keimena?inheritRedirect=false&redirect=https%3A%2F%2Fwww.patriarchate.org%2Ftheological-and-other-studies%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_GovONi6kIiut%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-1%26p_p_col_pos%3D1%26p_p_col_count%3D2

НЕКОТОРЫЕИСТОЧНИКИ