КИНОЗАЛ: 1926 - METROPOLIS/МЕТРОПОЛИС

КИНОЗАЛ

Metropolis / Метрополис (1926) - немой 2,5-часовой художественный фильм Фрица Ланга по сценарию и параллельно написанному роману Теи фон Харбоу, эпическая метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Считается одним из величайших немых кинопроизведений в истории.

Жанр: Антиутопическая драма.
Продолжительность: 153 мин.
Режиссёр: Фриц Ланг
В ролях: Бригитте Хельм, Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Клейн-Рогге, Фриц Расп
Демонстрируется под музыку в исполнении: Алеша Циммерман, Сабрина Циммерман, Маркус Штайнер
Авторы сценария: Теа фон Харбоу, Фриц Ланг (в титрах не назван), по одноименному роману Теи фон Харбоу (1926)
Операторы: Карл Фройнд, Гюнтер Риттау
Продюсеры: Эрих Поммер
Спецэффекты: Гюнтер Риттау, Х.О. Шульце
Специальные виды съемки: Константин Четвериков
Комбинированная съемка: Ойген Шюфтан, Эрнст Кунстман
Декорации: Отто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фольбрехт
Костюмы: Энне Вилькомм
Оригинальная музыка: Готфрид Хуппертц
Страна: Веймарская республика / Германия
Год: 1926

Фильм Фрица Ланга "Метрополис" — пожалуй, самый известный немецкий фильм периода немого кино. Это не только высокохудожественный и доступный для широкого зрителя кинодокумент времен Веймарской республики — фильм представляет собой и одну из первых в мировом кино фантазий о больших городах 20-го столетия. Эскизы к "Метрополису" по сей день часто используются в разработке концепций современных постановочных картин со сложными декорациями.

В судьбе этого фильма отражается извечная проблема немецкого кино: несовместимость творческих амбиций художника с коммерческим успехом картины. Гигантский проект, стремящейся к мировому признанию немецкой кинопромышленности не вызвал интереса у зрителей. В результате, почти сразу же после премьеры, компания — производитель внесла в "Метрополис" множество изменений, до неузнаваемости исказивших замысел автора. В целях обеспечения нормальной продолжительности фильма, "Метрополис" перемонтировали и сократили на тысячу метров.

Вокруг фильма сложился миф, побуждающий любителей кино во всем мире собираться на просмотры кинематографического "остова", сохранившегося от "оригинального" "Метрополиса". А историки кино в течение многих десятилетий занимались поисками удаленных из фильма эпизодов. Четвертая часть оригинальной версии фильма считается безвозвратно потерянной, в то же время новейшие исследования, проведенные по инициативе Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау, показали, что из трех первоначальных оригинальных негативов фильма один, хоть и не полностью, но сохранился. В некоторых зарубежных архивах сохранились также оригинальные копии с утерянных оригинальных негативов.

Результатом всех этих изысканий явился еще один скомпонованный вариант фильма, представленный благодарной публике на кинофестивале в Берлине в 2001 году. В новой версии "Метрополиса" не только удалось частично восстановить оригинальную последовательность сцен. Благодаря цифровой обработке изображения впервые удалось обеспечить визуальное восприятие фильма на уровне премьерного показа 1927 года.

Съемочный период:
22 мая 1925 — 30 октября 1926
Премьера:
10 января 1927, Берлин

Реставрированный вариант (2001): Фонд Фридриха Вильгельма Мурнау (Висбаден) и Федеральный киноархив (Берлин), совместно с Мюнхенским музеем Кино, а также Немецким институтом Кино (Франкфурт-на-Майне — Висбаден) и музеями Кино Берлина, Франкфурта-на-Майне и Дюссельдорфа.

В подготовке реставрированного варианта принимали участие: Французская синематека (Париж), Итальянский кинофонд (Милан), Джордж Истмен Хауз (Рочестер), Госфильмофонд (Москва), Музей современного искусства (Нью-Йорк), Национальный кинотелеархив (Лондон), Скринсаунд Австралия (Канберра).

Составители новой версии: Энно Паталас, Матин Кербер на основе версии Мюнхенского музея Кино и материалов федерального киноархива.

ССЫЛКА на онлайн просмотр: http://lordfilm.tv/43578-metropolis-1927.html

Мартин Кербер. Заметки о восстановлении фильма

"Метрополис" пользуется популярностью. Ни одна ретроспектива классических немецких фильмов Германии или научно-фантастических фильмов или фильмов, представляющих искусство художников и декораторов, не обходится без него. Многим доводилось видеть на экране некое произведение под названием "Метрополис". Но что это было на самом деле? Конечно же, это не был "Метрополис" Теи фон Харбоу и Фрица Ланга, поставившего в 1926 году фильм по ее роману. Настоящего "Метрополиса" не существует с апреля 1927 года. Все, что предлагается нам сегодня различными прокатчиками и архивами, продается на видеокассетах и иногда показывается по телевидению под названием "Метрополис", всего лишь обработки фильма Ланга, в той или иной степени отдаленные от оригинала.

Торжественная премьера фильма состоялась 10 января 1927 года в Берлинском Дворце "UFA". Метраж фильма составлял тогда 4189 метров, что при частоте проекции 24 кадра в секунду соответствовало продолжительности его демонстрации 153 минуты. К фильму была написана специальная музыка, и это произведение Готфрида Хуппертца исполнялось на премьере большим оркестром.

Уже в декабре 1926 года представитель "UFA" в Америке Фредерик Уинн — Джонс привез "Метрополис" в США и показал его на "Paramount", которая должна была заняться прокатом фильма. По-видимому, сразу же было решено подогнать это монументальное произведение под американский рынок и уменьшить его продолжительность до "нормальной". Эта работа была поручена драматургу Чэннингу Поллоку. Вследствие его вмешательства фильм претерпел очень значительные изменения: основной конфликт между Фредерсеном и Ротвангом — соперничество из-за умершей Хель — был полностью исключен из фильма, и тем самым исчезла мотивировка создания человека-робота, а, в конечном счете, и разрушения Метрополиса. Также были полностью удалены сцены преследования Фредера Худым и продолжительные эпизоды погони в конце фильма. Чтобы фильм оставался понятным после всех этих сокращений, необходимо было в значительной степени переделать про межуточные титры и в некоторых местах по-другому смонтировать сохранившиеся эпизоды. После всех изменений метраж американской версии составил около 3100 метров.

В Берлине после нескольких недель демонстрации "Метрополис" был изъят из проката. Причины этого до конца так и не выяснены. Возможно, и здесь проблема заключалась прежде всего в продолжительности фильма. В апреле 1927 года правление "UFA" провело несколько совещаний по "Метрополису" и постановило выпустить фильм на экраны Германии в американском варианте с устранением "титров коммунистической направленности". До сих пор осталось неясным, привлекался ли Фриц Ланг к работе над второй немецкой версией своего фильма.

5 августа 1927 года был скомпонован укороченный по американскому образцу и снабженный измененными промежуточными титрами новый немецкий вариант "Метрополиса", метраж которого составил 3241 метр. Только в этой версии или в похожем образом сокращенных вариантах, экспортированных "UFA" в другие страны, фильм когда-либо показывался за пределами Берлина.

Более 70 лет прошло после премьеры и последовавшим практически сразу за ней уничтожением оригинального варианта "Метрополиса". Знаменитый фильм стал широко известным примером стараний многих киноархивов составить из сохранившихся искаженных вариантов "Метрополиса" "лучшую", то есть, более полную копию, чем выпущенные в прокат версии "Paramount" и "UFA". И вот по инициативе Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау предпринята новая попытка восстановления фильма. Снова в архивах всего мира собирались, сравнивались и изучались материалы различных вариантов фильма. По-видимому, из отснятого по "Метрополису" материала с самого начала предполагалось смонтировать три равноценных оригинальных негатива: один для изготовления копий для немецкого рынка, один для экспортного отдела "UFA" и один для передачи компании "Paramount", которая должна была заняться прокатом фильма в США. Какова же судьба этих трех оригинальных негативов? В марте 1934 года "UFA" составила по запросу Рейхспалаты Кино список всех негативов немых игровых фильмов, находящихся на хранении в киноархиве Темпельхоф. В числе 480 названий — негатив "Метрополиса" на 9 роликах с метражом 2589 метров (без промежуточных титров). Уже по указанному метражу видно, что речь здесь не идет об оригинальном негативе оригинального варианта "Метрополиса", который был существенно длиннее (4189 метров). В лучшем случае этот негатив соответствует второй немецкой версии, выпущенной "UFA" летом 1927 года (метраж — 3241 метр с промежуточными титрами) после сокращения фильма по образцу "Paramount". Вероятно, в конце Второй Мировой войны этот негатив вместе с другими материалами "UFA" был перевезен на запад Германии и после войны оказался в распоряжении реорганизованной там "UFA". После закрытия новой "UFA" негатив был передан Фонду Фридриха Вильгельма Мурнау. В 1988 году оставшиеся 5 роликов были перепечатаны.

Сохранился, однако, контратип второй немецкой версии, и он стал основой для большинства копий, получивших распространение в странах Запада. Летом 1936 года Айрис Бэрри, основательница киноархива при Музее современного искусства, приехала в Берлин, чтобы приобрести для коллекции музея копии классических немецких фильмов. В числе других она получила от "UFA" и копию "Метрополиса".

Сравнение этого материала с пятью перепечатанными в Висбадене роликами показывает, что копия эта была снята с хранящегося на "UFA" оригинального негатива. Переданная Музею нитрокопия не сохранилась, а вот сделанный с нее в 1937 году в Нью-Йорке контратип уцелел. С 1986 года он является собственностью Мюнхенского музея Кино. По сравнению с метражом, приведенным "UFA" в 1934 году (2589 метров без промежуточных титров), здесь есть еще потери: контратип в 9 роликах составляет всего лишь 2532 метра (с промежуточными титрами).

Из Киноархива рейха сначала в Государственный киноархив ГДР, а впоследствии в Федеральный киноархив попал другой оригинальный негатив фильма, который не фигурирует в списке "UFA" 1934 года. Возможно, он тогда еще не стал снова собственностью "UFA": речь идет об оригинальном негативе для компании "Paramount" , отправленном в 1926\27 году в Америку и там обработанном. Вероятно, по истечении срока лицензии, во всяком случае, уже после 1936 года, он вернулся на "UFA" и был передан ей в Киноархив рейха. Метраж этого материала на восьми роликах составляет 2337 метров (с американскими промежуточными титрами); материал соответствует в своем сегодняшнем виде второму, еще раз сокращенному варианту "Paramount". Опять-таки из государственного киноархива ГДР в Федеральный киноархив попал дополнительный фрагмент оригинального негатива, также относящийся к версии "Paramount" и содержащий укороченные кадры и планы полностью удаленных из второго варианта "Paramount" эпизодов. Этот материал в качестве военного трофея был доставлен в 1945 году в Москву, и лишь в 1971 году Госфильмфонд СССР передал его в Государственный киноархив ГДР.

Следов третьего оригинального негатива, сделанного для экспортного отдела "UFA", пока что отыскать не удалось. Тем не менее, сохранились копии с этого негатива, экспортированные в различные страны в 1927-28 г.г.

В Национальном киноархиве в Лондоне хранится нитрокопия британской прокатной версии длиной 2603 метра. В ней сохранились сцены, отсутствующие в немецком варианте для Музея современного искусства и в варианте для "Paramount". Зато сокращены некоторые другие сцены. Английские промежуточные титры иногда отличаются от новых текстов, написанных Чэннингом Поллоком. Несколько лет тому назад Центр Джорджа Истмена в Рочестере получил хранившуюся ранее в Национальном архиве киноматериалов и звукозаписей в Канберре нитрокопию австралийской прокатной версии, поступившей в архив из частной коллекции Харри Дэвидсона. По монтажу и текстам эта копия слегка отличается от английской. Она представляет особый интерес, поскольку она вся вирирована. Другие, только частично сохранившиеся нитрокопии зарубежных прокатных версий фильма — некоторые их части окрашены в другие, чем австралийская версия, цвета — находятся в Итальянском кинофонде в Милане. Длина этих копий составляет соответственно 1899, 482 и 190 метров. Все они снабжены красиво оформленными итальянскими промежуточными титрами, сильно отличающимися по смыслу от немецких.

Итак, установлено, что все находящиеся в обращении копии "Метрополиса", имеют в основе описанные выше материалы. Сцены, удаленные из фильма в 1927 году компанией "Paramount" и позднее "UFA", на сегодняшний день не обнаружены и вряд ли уже когда-нибудь будут найдены. Это означает, что четвертую часть фильма, содержащую в себе ядро придуманной фон Харбоу и Лангом истории, следует считать безвозвратно потерянной. Несмотря на это, архивы на протяжении десятилетий демонстрировали свои копии "Метрополиса" и работали над составлением более полных вариантов фильма. Здесь следует особо выделить работу Энно Паталаса в Мюнхенском музее Кино. В 80-х годах он предпринял очередную попытку восстановления "Метрополиса" и гораздо ближе подошел к оригинальному варианту фильма, чем в свое время Янке в Государственном киноархиве ГДР. Паталас имел возможность опереться на множество материалов, обнаруженных уже после работы Янке. Для установления премьерного варианта "Метрополиса" привлекались режиссерский сценарий, музыка, цензурная карточка. После многолетней подготовительной работы и интенсивных поисков в архивах всего мира в Мюнхене в 1986-87 годах на основе целлулоидного контратипа с копии, полученной Музеем современного искусства в 1937 году, был смонтирован рабочий позитив с теми отсутствующими в американском контратипе сценами, которые удалось отобрать из всех других имеющихся в распоряжении источников. Кроме того, в фильм были введены заново отснятые немецкие промежуточные титры, текст которых был выверен по цензурной карточке к фильму. Полученный вариант "Метрополиса" составлял 3153 метра и был все равно короче второй немецкой версии 1927 года. Однако пропущенные эпизоды пояснялись здесь текстом, в некоторых местах вводились фотографии, и, главное, был практически восстановлен монтаж премьерного варианта. Эта копия с большим успехом была показана во многих странах мира. Часто в сопровождении музыки Готфрида Хуппертца, новую аранжировку которой подготовил Берндт Хеллер.

Новый вариант фильма, над которым мы работали с 1998 года, концептуально основывается на мюнхенской версии — в том, что касается последовательности сцен, размещения промежуточных титров и так далее. В то же время после обстоятельного сравнения имеющихся материалов мы решили, насколько это возможно, использовать прежде всего кадры сохранившегося оригинального негатива "Paramount". Их мы дополнили прямыми перепечатками с сохранившихся нитрокопий первого поколения. При такой компоновке фильма достигалось отличное фотографическое качество: впервые за многие десятилетия снова можно было насладиться операторской работой Карла Фройнда и Гюнтера Риттау. Другая причина нашего обращения к иному источнику имеет отношение не к технике, а к филологии. Мы считаем, что имевшийся у "UFA" в 30-е годы оригинальный негатив не был негативом первого сорта, и, значит, все перепечатки с него, послужившие основой и варианта Янке и варианта Паталаса, имеют существенно меньшую ценность. При непосредственном сравнении с материалом "Paramount" ясно видно, что негатив "UFA" не во всех эпизодах представляет собой оригинал: многие сцены вмонтированы туда из контратипов. Стыковка кадров здесь часто некачественная, и актеры иногда играют значительно хуже, чем на негативе "Paramount". Все это говорит о том, что этот оригинальный негатив, вероятно, не был оригинальным негативом немецкой версии, а представлял собой некий запасной вариант, составленный после износа смонтированного из лучших кадров оригинального негатива из его дубликатов и других ранее забракованных кадров. Говоря же об оригинальном негативе для "Paramount", отправленном из Берлина уже в 1926-27 г.г. и впоследствии сокращенном и перемонтированном в Америке, можно быть уверенным в том, что вошедшие в него кадры отбирались самим Лангом. Совершенно понятно, что для этой версии, с помощью которой "UFA" стремилась обеспечить успех на международном рынке своему самому дорогостоящему и крупному фильму, не мог использоваться некачественный материал.

Наш новый подход к работе означал, однако, что фильм еще раз необходимо заново смонтировать. И в этот раз мы не получили оригинальный вариант "Метрополиса", и в этот раз перед нами "всего лишь" собранный по кусочкам искусственный продукт.

Для нового варианта фильма был выбран также и новый технический способ печати. Сохранившийся целлулоидный материал сканировался на определенном уровне разрешения, а затем подвергался в компьютере цифровой обработке. При этом можно было добиться очень точной ретушировки царапин, грязи, повреждений слоя, разрывов. Удалось также обеспечить смягчение колебаний плотности и неустойчивости изображения. Обработанный таким образом материал печатался затем на пленку, и этот новый негатив в сравнении с оригиналом уже не имел никаких связанных со старением материала потерь. То есть, снятые с него копии, визуально будут восприниматься так же, как отпечатанный с новенького негатива позитив 1927 года.

источник: https://web.archive.org/web/20060114134906/http://www.arthouse.ru/german2003/metropolis.asp

КИНОЗАЛ