КИНОЗАЛ: 1966 - Страсти по Андрею - Андрей Рублёв

КИНОЗАЛ

"Андрей Рублёв" / "Страсти по Андрею" — историческая кинодрама Андрея Тарковского. Фильм описывает жизнь русского монаха-иконописца Андрея Рублёва в период с 1400 по 1424 годы.

Идея: Василий Ливанов.
Режиссёр:
Андрей Тарковский.
Авторы сценария: Андрей Михалков, Андрей Тарковский.
В главных ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев.
Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Вячеслав Овчинников.
Консультанты:
Владимир Пашуто, Савелий Ямщиков (по материальной культуре), Мария Мерцалова (по историческому костюму).
Кинокомпания: Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение писателей и киноработников.
Продолжительность: Версия фильма 1 - А.Тарковский (197 мин., авторская),  Версия фильма 2 - "Мосфильм" (175 мин., сокращённая), Версия фильма 3 - Janus Films (205 мин., максимальная).

Сюжет:

Фильм-повествование разделён на восемь новелл-эпизодов. Отдельные новеллы сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики. Завязка сюжета — уход из Андроникова монастыря троих монахов: Даниила, Кирилла и Андрея Рублёва.
Часть 1.
Первая небольшая глава показывает полёт монаха на воздушном шаре.
"СКОМОРОХ" (лето 1400 г.). Пережидая непогоду, монахи останавливаются под крышей большого сарая или хлева, где даёт представление бродячий артист — скоморох. Не успевает он отдохнуть после пляски, как его избивают и увозят стражники.
"ФЕОФАН ГРЕК" (лето-зима-весна-лето 1405-1406 гг.). Через весь фильм проходит философский спор Андрея Рублёва и Феофана Грека.
"ПРАЗДНИК" (весна 1408 г.).
Языческий праздник — ночь под Ивана Купала в глухой деревне. Праздник греховной плоти: следуя древним обрядам, обнажённые юноши и девушки перед глазами художника купаются в реке. Одна из купальщиц пытается соблазнить Андрея, вызывая трепет в душе монаха. Даниил (наставник Андрея), понимая, что произошло ночью, после недолгих расспросов отвечает Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». И тут же они видят нападение стражников князя на язычников.
"СТРАШНЫЙ СУД" (лето 1408 г.). Артель резчиков, которая только что резала по камню палаты великого князя Василия, ослеплена — вероятно, чтобы брату великого князя Юрию Звенигородскому не получить искусной работы тех мастеров, а также для устрашения других великокняжеских мастеровых.
Часть 2.
"НАБЕГ" (осень 1408 г.). Княжеские междоусобицы приводят к страшному набегу на Владимир татарской орды Эдигея. Разграбление города и храма татарскими воинами. Фрески и иконы Рублёва изуродованы и гибнут под сапогами захватчиков. Андрей Рублёв видит, как один из воинов тащит девушку-юродивую и спасает её, разбивая голову насильника топором.
"ЛЮБОВЬ" (зима 1412 г.). Все эти страшные картины воспринимаются как испытание веры Андрея Рублёва. Разочарованный и надломленный, Андрей Рублёв возвращается в свой монастырь, сомневаясь, нужны ли его иконы людям. Сомнениям и страданиям Андрея противопоставлено спокойное и умиротворённое религиозное восприятие мира Феофаном Греком. Он наставляет Андрея и просит его, несмотря ни на что, продолжать творить. Один из монахов, Кирилл, в начале сюжета, проклиная Феофана, уходит из монастыря. Но в последней новелле он возвращается и униженно припадает к ногам настоятеля монастыря, умоляя простить его грехи. Андрей Рублёв, искупая страшный грех — убийство человека — берёт на себя обет молчания и держит его пятнадцать лет. Этот обет молчания — один из немногих дошедших до нас фактов из жизни Рублёва.
"КОЛОКОЛ" (весна-лето-осень-зима-весна 1423-1424 г.). Апофеоз фильма и средоточие его тем. Это рассказ о юноше, который ради спасения жизни притворился знающим ключ к искусству литья колоколов, а потом обнаружил, что таинство созидания и в самом деле ему не чуждо. В разрушенном Суздале нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать хотя бы кого-то из колокольных мастеров, но после набега и эпидемии в живых не осталось никого. Единственный, кого им удалось найти, — это юноша Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков, который уверял, что знает «секрет колокольной меди». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола. Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний. Наступает момент истины: язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента, и могучий голос плывёт над землёй. Рублёв, ставший свидетелем этого чуда, нарушает обет молчания словами, обращёнными к Бориске: "Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать…"
Финальные кадры картины показывают в цвете (в авторской версии фильма - в черно-белом) очень крупным планом то, что оставил нам Рублёв и его современники, — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей — последний аккорд в веренице запоминающихся и не всегда объяснимых образов животных, которыми изобилует фильм.

Съёмки прошли с сентября 1964 по ноябрь 1965 года.

26 августа 1966 года А. Тарковский предъявил к сдаче фильм под названием "Страсти по Андрею". (Версия фильма 1).

Первый показ в кинотеатре:
декабрь 1966  Москва (премьера, ограниченный показ), (Версия фильма 1).
май 1969  Каннский кинофестиваль ("Совэкспортфильм" продал картину вместе с ещё шестью фильмами французскому бизнесмену Алексу Московичу, который привёз фильм на кинорынок в Канн вопреки воли Госкино СССР), (Версия фильма 1).
24 декабря 1971 Москва (официальная премьера в СССР, урезанный вариант фильма под названием "Андрей Рублёв", 277 копий), (Версия фильма 2).

  • Награды и признания:
    Фильм включен в число ста лучших картин в истории киноискусства (по итогам опроса кинокритиков мира в 1978 году). Фильм получил 36 из 500 мест в списке величайших фильмов кинематографа журнала Empire.
    - Премия Международной федерации кинокритиков (ФИ ПРЕССИ) на XXII МКФ в Каннах (Франция), показ вне конкурса (1969);
    - Премия французской критики "Приз Леона Муссинака" / "Prix Léon Moussinac"лучшему фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969г. (1970);
    - Премия Французской киноакадемии "Хрустальная звезда" / "Étoile de Cristal" в номинации "Лучшая зарубежная актриса" Ирме Рауш (Тарковской) (1970)
    - Большая премия на Фестивале фильмов об искусстве и биографических фильмов о жизни художников в Азоло (Италия) (1973);
    - Диплом зрителей "Победитель" на МКФ в Белграде (Югославия), (1973);
    - Диплом участия на VII МКФ в Дели (Индия), (1981);

ВЕРСИЯ фильма 1.
Авторская режиссёрская версия А. Тарковского 1966 года — "Страсти по Андрею" (2 части общей продолжительностью 3 часа 17 минут).

ВЕРСИЯ фильма 2.
Версия киностудии "Мосфильм" 1971 года — "Андрей Рублёв" (2 серии общей продолжительностью 2 часа 49 минут).
Сокращённая версия фильма "Страсти по Андрею". Картина восстановлена киноконцерном «Мосфильм» в 2004 году.
Официальная страница фильма на сайте "Мосфильма": http://cinema.mosfilm.ru/films/film/Andrej-Rublev1/Andrej-Rublev-1-seriya/.

"Андрей Рублёв". Серия 1.

"Андрей Рублёв". Серия 2.

ВЕРСИЯ фильма 3.
Версия американской дистрибьюторской компании Janus Films — "Страсти по Андрею" (2 части общей продолжительностью 3 часа 26 минут).
Эту версию фильма отличают максимальная продолжительность фильма и обрезанный по вертикали кадр.

КИНОЗАЛ

-----
* некоторые материалы взяты из публикации в Википедии: статья Андрей Рублёв (фильм).