Максим ШАЛЫГИН: Крещатик против Крещения?

(текст опубликован 28 июля 2014 на сайте МИА "Россия Сегодня" РИА Новости: https://ria.ru/religion/20140728/1017846184.html)

Празднование дня рождения Русского православия на Украине стало заложником украинского национализма, считает обозреватель МИА "Россия сегодня" Максим Шалыгин.

День памяти равноапостольного князя Владимира, День Крещения Руси — это день рождения Русского православия. Это праздник Духа. Праздник Веры. Праздник Единения. Это праздник трёх славянских народов исторической Руси (России, Украины и Белоруссии), имеющий общецерковное значение. По словам главы пресс-службы РПЦ диакона Александра Волкова, "московский первосвятитель не раз напоминал об ответственности, которая лежит на всех "наследниках Киевской крещальной купели".

Патриарх Кирилл каждый год в эти дни неизменно посещал Киев и принимал участие в празднествах. Нынешний стал исключением. Как сказано в официальных сообщениях, "в столице Украины празднование пройдет в торжественно-поминальной обстановке по недавно скончавшемуся митрополиту Владимиру, в связи с чем официальные делегации из Москвы и поместных православных церквей мира в этом году на ежегодные торжества не приглашались".

Кроме того, глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда пояснил, что приезд Московского патриарха в Киев "мог превратить прощание с главой Украинской православной церкви в повод для очередного выступления радикальных сил, а патриарх руководствуется только заботой о пастве".

Напомним, что немногим ранее директор департамента по делам религий и национальностей украинского Министерства культуры Украины Владимир Юшкевич назвал визит лидера Русской православной церкви в Киев "нежелательным, провокационным и политически ангажированным". Чем выразил своё неуважение не только к православным гражданам Украины, но к смыслам самого праздника.

Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя в Москве. И в этот день предстоятель Русского православия совершил молитвы о прекращении междоусобной брани и воцарении мира на многострадальной украинской земле.

Патриарх Кирилл неизменно говорит о сохранении общего духовного пространства Русского мира. При этом, по мнению патриарха, хотя сегодня на пространствах этого мира и существуют независимые государства, "но это не означает, что стремление к законному суверенитету, к реализации этого суверенитета должно сопровождаться разрушением общего, единого, духовного пространства".

"Русская православная церковь, Церковь духовно неделимой Руси, не может разделять единый народ Божий по политическому, национальному, социальному или любому иному принципу. Церковь исполняет миссию, вверенную ей Господом Иисусом Христом, а не заказы или поручения со стороны тех или иных политических сил. Тем и отличается она от некоторых религиозных по названию, но мирских по сути организаций".

Религиозные — только по названию

Территория Украины сегодня стала полем битвы с Московским патриархатом Русской православной церкви. И не только за души людей, но и за церковное имущество. Отбираются храмы при фактической поддержке киевских политиков.

Борьба с Русским православием ведётся "стараниями" не только так называемой Украинской православной церкви (Киевского патриархата). Также активно действуют Украинская автокефальная православная церковь и Украинская грекокатолическая церковь (униаты) при поддержке всевозможных сект.

Все они — либо появились, либо возродились с получением Украиной независимости в 1991 году. И все они — явные или тайные участники последнего Майдана.

Именно эти "духовные пастыри" наставляли стоящих на майдане. Грекокатолики оборудовали часовню на майдане ещё в первых числах декабря прошлого года. И призывали "самим себе завоевывать перемены", приглашали США вмешаться в украинскую политику и призывали к прямому убийству чиновников.

Спецпроект Ватикана

Украинская грекокатолическая церковь (униаты) — это, говоря простым языком, носящие православные одежды люди, которые соблюдают православные обряды. И при этом являются католиками. Ряженые. Распространены в основном на Западной Украине. Были запрещены в СССР после Великой Отечественной войны за сотрудничество с нацистской Германией. В 1990 году после встречи президента СССР Михаила Горбачёва и папы Римского Иоанна Павла II им разрешили проводить богослужения.

Униаты всегда воспринимались православными крайне отрицательно. Каноническая Православная церковь никогда не становилась на чью-либо сторону в междоусобном конфликте. Русское православие объединяет, встаёт между противоборствующими сторонами, стараясь остановить конфликт.

На майдане же, униаты "накачивали" людей: "Я не знаю, как могла мать кормить своей грудью человека, который сегодня остается в Партии регионов… С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль… С врагом не может быть другого языка, как шум леса — шум удавок, на которых повиснут коммунисты… Возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придет отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!"

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказывал о своих беседах с ватиканскими высокопоставленными чиновниками: "Я спросил: как это вообще возможно, что греко-католическая церковь настолько солидаризируется с раскольниками, что они сообща проводят акции, молебны и поездки? На это мне отвечали: они же автономны, мы в Ватикане их не контролируем".

Но ведь — отмежеваться от такой "автономии", как и осудить поступки грекокатоликов, Ватикан не спешит.

Церковь националистов и прощения Гитлера

Канонически непризнанная Украинская автокефальная православная церковь (греч. "авто" — сам, "кефали" — голова) появилась буквально сразу после Февральской революции 1917 года как "освобождение Украинской церкви от внешней инодержавной, инонациональной церковной власти Московского патриарха". То есть большевики здесь совсем ни при чём. Просто хотели "незалежности", и только. Правда, требовали господдержки. При сохранении самостоятельности.

Вначале мешало абсолютно всё: и "этнические русские с антиукраинской позицией в иерархии церкви", "наступление большевиков", германский и антигерманский перевороты. Помог Симон Петлюра, возглавивший Украинскую Народную Республику. Но не хватало епископов. С приходом советской власти "церковь" самораспустилась в 1930 году, часть сотрудников эмигрировали в США и Канаду.

"Возрождение" этой "церкви" произошло в 1942 году на оккупированной немцами территории советской Украины. Рейхскомиссариат Украина официально зарегистрировал УАПЦ, служители которой признали правильным и "благодатным" сотрудничество с Гитлером и благословляли украинских националистов на борьбу в рядах Третьего рейха. Позже немцы лишили УАПЦ своей поддержки за излишнее сотрудничество с националистами. Но не запретили. И только после восстановления советской власти на Украине в 1944 году УАПЦ была запрещена.

Очередная легализация УАПЦ произошла в 1989 году силами потомков украинских эмигрантов и националистов. Власти Украины официально признали "церковь" в 1995 году. По данным самой УАПЦ, сегодня на её долю приходится более 80% прихожан трёх западных областей — Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской.

На Майдане-2014 был замечен архиерей Украинской автокефальной православной церкви, который уверял журналистов, что, "когда люди священника видят, у них агрессии сразу меньше становится". Но, судя по результату, это не очень получилось — либо авторитета не хватило, либо "биография" самой УАПЦ подсказала сценарий.

Церковь Клятвопреступника

"Я… дан Богом Украинскому православию", — такими словами самоназванный "патриарх" Филарет (Денисенко) объяснил причину предательства Русской православной церкви в 1992 году. Филарет (Денисенко) также пообещал возглавлять Украинскую православную церковь "до конца своих дней".

История раскола на Украине — одна из самых трагических страниц Русского православия. Потому как — особенно во время больших перемен, распада большой страны и переломанных судеб — для простых людей очень важна духовная поддержка. Когда всё вокруг рушится, то где ещё найти точку опоры — если не в церкви?

Но, к сожалению, личные амбиции и обиды одного человека добавили трудности очень многим.

Филарет (Денисенко) в течение двадцати пяти лет (с 1966 по 1990 год) был митрополитом Киевским и Галицким Русской православной церкви. Архиепископ. Председатель комиссии Священного синода по вопросам христианского единства. После кончины патриарха Пимена в 1990 году Филарет (Денисенко) был избран патриаршим местоблюстителем. И в этом качестве осуждал духовенство Тернопольской епархии в попытке раскола церкви "по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей".

Он не особенно скрывал своих патриарших амбиций. Однако Поместный собор избрал 15-м Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Филарет (Денисенко) проиграл. Он целовал крест и присягал в верности патриарху Алексию Второму.

Однако с распадом Советского Союза Филарет (Денисенко) затеял интригу с нарождающейся украинской элитой, выдвинув идею "в независимом государстве — независимую церковь".

Московский патриархат проявил предельное терпение к этой "самодеятельности". Но всему приходит конец. Филарет (Денисенко) был лишён сана и всех прав, связанных с пребыванием в клире, был отлучён от церкви и предан анафеме.

Но при поддержке официального руководства Украины создал свою неканоническую Украинскую православную церковь (Киевского патриархата), в которой избрал себя "патриархом". И все эти годы прилагает усилия по захвату приходов Московского патриархата.

В феврале этого года Филарет (Денисенко) посетил Вашингтон, где провёл закрытую встречу в Совете национальной безопасности США. Выступая на майдане, он требовал изгнать Русское православие с территории Украины.

Первый праздник Отечества

На Украине сегодня отказываются говорить языком Единения. Казалось бы, день рождения Русского православия может (обязан) стать поводом для хотя бы начала обсуждения Объединения. Если, конечно, главное — это Вера. А не политика и "революционная целесообразность".

В Киеве сегодня отмечают День Крещения Киевской Руси. Отделяя себя от Руси исторической и ещё более углубляя раскол в церкви, раскол в обществе.

Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, "сегодня многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень".

Способ трансформации — нагляден. Майдан с киевских улиц, видимо, по замыслу этих "многих", должен переместиться в Москву.

Вот только главная улица Киева — Крещатик — начинается на Европейской площади. А завершается — Бессарабским рынком.